Страница 1 из 1

ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ ЩЕНКА

СообщениеДобавлено: 12 янв 2009, 14:24
tan4ik
(Материал любезно предоставлен Н. М. Карпышевой, преподавателем кинологических курсов РКФ, судьей РКФ-FCI по всем породам собак).
Установлено, что общее развитие щенков можно разделить на определенные периоды на основании некоторых важных черт, присущих всем породам собак.

I период.

Малыш находится в большой зависимости от своей родной или приемной матери до 21 дня жизни. Неделю после появления малышей мать не отходит от них ни на шаг. Сами малыши очень нуждаются в матери и собратьях. Щенок сейчас только спит и ест, а мать усиленно массирует его языком - это обязательно не только для поддержания чистоты, но и для того, чтобы вызвать выделения, т.к. с самого рождения и в течение последующих дней малыши не могут делать этого сами. Едят грудные щенки немного, больше отдыхают. Отдохнув, едят опять - и так много раз в течение дня.

Для щенков всех пород первый период завершается к 21 дню, и все, что необходимо малышу в это время - это тепло, пища, массаж и сон.

II период.

С 21 дня окружающая среда начинает играть важную роль в развитии собаки. Внезапно огромный мир открывается малышу, и щенок особенно чувствует мать. Если его сейчас отнять от нее, то его приобщение к жизни начнется с привязанности к людям.

В течение последующих 4-х недель его мозг и нервная система развиваются и в конце 7-й недели уподобляются мозгу взрослой собаки, хотя, конечно, опыта щенок еще не имеет. В течение этих 4-х недель малыши общаются друг с другом, и у них формируется привязанность к собачьему племени. Если они отняты от матери и однопометников до конца 7-й недели, то они теряют возможность для общения и меньше интересуются другими собаками.

С 21 дня начинаются игры и даже шуточные потасовки. У некоторых пород они переходят во вполне серьезную борьбу за установление лидерства, и это оказывает определенное воздействие на индивидуальные черты характера щенка, делая одних собак задирами, других - трусами. Установление лидерства - интересный феномен. Если в помете есть самцы, то самый большой из них становится вожаком. Если в помете одни самки, то вовсе не обязательно, что его возглавит самая рослая. Предпочтение отдается той, которая рычит и пытается отстоять свои права чаще других.

При эксперименте с жесткошерстными фокстерьерами никак не удавалось вырастить вместе более трех щенков до взрослого возраста. Лидерство среди фокстерьеров устанавливается в борьбе - это наследственная черта. Более слабые щенки истощаются или даже погибают от голода, изгнанные сильнейшими за пределы щенячьего жилья, лишенные доступа к пище и теплу. Иногда братья и сестры попросту убивают своих более слабых однопометников. Почти любой щенок может устоять против двух собратьев, но не более.

Но имеются и нежелательные последствия слишком долгого общения щенков друг с другом. Таких щенков не удается подготовить, например, как собак - поводырей для слепых. Те же результаты в случае, когда два однопометника воспитываются вместе в одном доме (семье). На щенка же, выращенного в доме, где содержатся не родственные собаки, общение не оказывает негативного воздействия. Это наблюдение определенно заслуживает внимания.

Эксперименты показали, что когда щенки отняты от матери в конце 4-й недели и окружены большим вниманием людей, они становятся очень общительными с человеком и часто так привязываются к нему, что остаются равнодушны к собакам. Естественно, здесь не следует допускать перегибов и крайностей. Желательным признано такое общение, когда с пятинедельного возраста щенка на некоторое время начинают брать из гнезда, окружая его вниманием и понемногу дрессируя. У него зарождается привязанность к людям, и он осознает свою индивидуальность. Это уравновешивает его и учит уживаться с другими собаками. При таком обучении следует приучать щенка к командам "ко мне", "сидеть", "лежать" и изолировать его от матери и однопометников.

Итак, общение начинается с 6-й недели, тренировки - с 8-й. Общение с человеком и общение с собаками все время чередуется.

III период.

В течение 49-84 дней щенок получает меньше возможности ежедневно общаться с себе подобными и подвергается насыщенной, разнообразной тренировке - такой, какую его мозг способен усвоить. Пожалуй, при ежедневных 15-минутных тренировках можно добиться неплохих результатов, но заниматься дольше в этом возрасте вредно.

Наблюдения за щенком показывают, что есть и в их ранней жизни короткий период, когда устанавливаются прочные связи их общения с себе подобными и после которого такие связи установить очень трудно, а то и вообще, невозможно. Наиболее благоприятны для тренировок и общения с людьми период - с 5-й по 12-ю недели.

Во время 2-го и 3-го периодов щенку следует уделять больше индивидуального внимания, чтобы он понял, что должен помогать человеку. Пока тренировки в виде игр, "стадный инстинкт", который наследует каждая собака, можно развить, приучая щенка работать вместе с хозяином для общей пользы обоих. В результате собака начинает добровольно подчиняться контролю человека.

IV период.

Наконец щенок отрывается от опеки и становится самостоятельным и независимым. Он отходит далеко от гнезда, шалит. Это время удобно, чтобы перейти к тренировкам и сознательному дисциплинированию собаки. Ничто не действует так благотворно, как целесообразное отделение щенка от других собак и вполне серьезные занятия. При этом следует оградить щенка от всего, что может рассеивать его внимание. Приучать его к предметам, отвлекающим его внимание, можно лишь тогда, когда он - имеющая значение индивидуальность.

Знание и понимание возрастных периодов в жизни щенка дает собаководу прекрасную возможность сформировать характер щенка и позволяет добиться отличных результатов в приспособлении его к предстоящей жизни. Период воспитания мал - от 21 дня до 4-х месячного возраста. И когда он истек, допущенных ошибок уже не исправить. Значение этого короткого периода очень велико, и в интересах владельца собаки использовать это время разумно.

Re: ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ ЩЕНКА

СообщениеДобавлено: 15 янв 2012, 17:24
Элен
Щенок

Щенок — детёныш собаки (и других представителей семейства псовых).

Переходный период (13—20 день жизни)

Двухнедельный щенок

В это время в развитии щенка происходят важные физические изменения. На 13 день жизни у него открываются глаза. Зрачки его уже реагируют на свет, но сетчатка глаза ещё не развита, поэтому он не может видеть объекты и их движение примерно до 21-дневного возраста.

Щенок начинает ползать назад так же хорошо, как и вперед, и несколькими днями позже он начнёт ходить нетвёрдой походкой, покачиваясь из стороны в сторону и часто падая. Первые зубы прорезаются примерно на 20 день, и он начинает кусаться и жевать.

Познавательный период (21-28 день)

Это первая неделя, в течение которой щенок начинает использовать зрение и слух. Эти изменения его восприятия происходят очень резко, в течение 24 часов у большинства щенков, поэтому в это время ему нужна устойчивая, стабильная окружающая среда.

Если в это время отнять щенков от матери, это отразится на их дальнейшем физиологическом развитии.

Период социализации среди собак (21-49 день)

Это период социализации щенка среди собак, когда он учится использовать видоспецифичное поведение, позволяющее общаться с другими собаками. Чтобы развились все признаки, заложенные в его генах, всё это время щенок обязательно должен оставаться в гнезде с матерью и однопомётниками.

Период социализации среди людей (7-12 неделя)


Складывается привязанность собаки к человеку.

Период страхов (8—12 неделя)

В это время психика особенно чувствительна к воздействиям, вызывающим страх, боль. Стресс, пережитый им в этот период, может иметь очень неприятные последствия и осложнить дальнейшую жизнь собаки.

Период классификации по старшинству (13—16 неделя)

В этом возрасте щенок впервые начинает выяснять, кто же является «вожаком стаи». Если он пытается кусаться, даже как будто бы в игре, то это уже первая робкая попытка доминировать.
[править] Ювенильный период

Ювенильный период наступает 13—26 дня, когда щенки начинают играть. С началом игрового этапа двигательная активность детенышей претерпевает глубокие преобразования, начинают функционировать дистантные рецепторы, начинается полноценное общение с матерью и собратьями.

В ювенильном периоде онтогенеза происходит существенное обогащение двигательной активности молодого животного, щенки начинают активно играть с предметами (манипуляционные игры). Щенки трогают, хватают, обкусывают все, что им попадается, перетаскивают все, что могут, в зубах с места на место, треплют небольшие предметы, зажав их в зубах и мотая головой из стороны в сторону. Игровое манипулирование предметами особенно стимулируется появлением новых или малоизвестных объектов. Совместные игры с сородичами, формируют групповое, социальное поведение собак и присущи только социальным видам животных.

Совместные игры выполняются преимущественно без предметов. Если молодых животных лишить возможности совместно играть, то во взрослом состоянии сфера общения окажется заметно ущемленной или даже искаженной, это касается многих видов животных[